В конце декабря в "Пчеле" появилась сылка на статью М.Воловича "Как это пишется?". Очевидно, предпраздничная суета помешала внимательно ознакомиться с материалом, который предложила вниманию коллег Анжелика Александровна.Советую почитать, если хотите знать, что думают дети о необходимости грамотно писать в Интернете. Я же к этому материалу вернулась потому, что после "переезда" на портал эта ссылка вывала интерес у одного из учеников - участника интеренет-проекта "Надежда". Он оставил комментарий, который, собственно, и вызвал эту рефлексию. Жаль, что никто, кроме, Людмилы, не попытался вступить с ним в диалог. Наверное, сегодня только ленивый не читал споры на форумах о том, надо ли в Интернете писать грамотно. Для любого взрослого ответ на этот вопрос звучит однозначно. А вот для ученика нет. Может, ему вопрос поставить иначе: надо ли быть в Интернете безграмотным?
Приведу лишь фрагменты некоторых высказываний с различных форумов(пунтуация и орфография сохраняются):
• Мне всеравно как пишут в интернете, главное высказаться, а с ашипками или бес все равно.
• Надо писать так как тебе удобно.
• Все пишут в чатах,msn, icq, так как мы привыкли и как нам нравится и знают, что там друзья и они все поймут.
• Главное для меня общение, а не правила правописания.
• Мы не задумываемся, общаясь в чате или на форуме, о правописании слов, потому что на форумах и в чатах мы печатаем так, как говорим. Печатая, мы не обращаем внимание на то, как пишем, а обращаем внимание на то, что пишем.
• Мне не важно грамотно или нет, важно понять смысл.
• В общем ясно, что Интернет –– это свободная зона, где каждый может быть каким хочет, писать, что угодно. На форумах,в чатах,в аське народ часто пишет так, как слышится.
• При общении в чате мы не задумываемся о правописании слов и формулировках предложений потому, что при общении (например) со сверстниками мы знаем что они не будут обращать внимание на то как мы пишем.
• Мне некогда думать про ошибки, когда тема интересная, а кому интересно тот и с ошибками поймет и даст свой ответ, про запятые молчу потомучто пока думаю где их ставить весь смысл потреяю и интерес.
Можно было бы продолжить, но аргументы других авторов разнообразием не отличаются: они приблизительно одинаковы и у тех, кто пишет с ашипками, и у тех, кто –– без. Что же получается? Для очень многих молодых людей важен сам факт общения, а вот то, что язык является инструментом общения, почти никто из них не вспоминает. Разве может что-нибудь получиться у мастера, который не умеет пользоваться инструментом? Никому ведь не придет в голову сказать, что хирург во время операции может халатно относиться к скальпелю, зажимам, иглам. Да и в парикмахерской, наверное, каждый выберет того мастера, который, по крайней мере, ножницы в руках держать умеет.
Не сомневаюсь, что все пользователи Интернета знают о компьютерной грамотности, которую почему-то никто не отрицает. А вот от знаков препинания отказываются лего, даже не подозревая, насколько проще с ними и понимать чужое высказывание и написать свое так, чтобы тебя поняли те, с кем так приятно общаться.
Наконец, если сторонники того, что писать нужно так, как тебе удобно, твердо стоят на своей позиции, почему мы не можем допустить, что и автомобиль можно водить, исходя лишь из соображений собственного удобства? Пусть продавец и официант не утруждаются знанием таблицы умножения и тоже считают наши деньги так, как им это будет удобно.
А как вам понравятся строчки, знакомые с детства, написанные подобным образом:
Билет и парус адинокий
фтумани моря галубом
што ищит он фстроне долёкой
што кинулон фкрайу радном?
7 комментариев:
Несмотря на то, что стараюсь быть грамотной в любых своих высказываниях, не стану возмущаться и поминать добрые старые времена. Пусть пишут так, как могут и хотят. А уж дело читателя решить, общаться или нет с тем, у кого "ашыпки и ваще...транвай сламался" (Кто смотрел "Буревестник", тот поймет).
Жанна,
следует ли Вас понимать так, что учитель никакого отношения не имеет к тому, как пишет и как будет писать его ученик?
Посмотрите комментарий Людмилы на портале "Пчела", по-моему она права: "...очень хорошо, что эту проблему увидели и озвучивают учителя русского языка, которые начали себя осознавать среди других прочих пользователей Интернета не только равноправными, но и ответственными за что-то!
Конкретно, за языковую культуру..." - "ашыпки и ваще..." прежде всего, ведёт к тому, что наши ученики будут говорить на рунглише, писать в транслите и использовать другую абракадабру вместо языка,причисляя себя к носителям многовековой русской культуры, с богатыми традициями.
А в целом, спасибо Вам за комментарий,давайте работать ВМЕСТЕ, СООБЩА, чтобы ситуация как в "Буревестнике" встречалась только в мультфильме.
Да?
Посмоторите ссылку
http://www.linnamae.tln.edu.ee/les/
По-моему,это и есть модель поведения учителя в Сети. Именно Анжелика задает тон, она содает определенную культурную среду, ставя перед учеником определенные учебные задачи. Именно это важно, а не "свободное плавание" и не игра без правил.
Уверена, что ученики, несмотря на свои "громкие заявления" о речевой демократии в Интернете, всё же прекрасно понимают, что грамотность - это сила!!!
Уверена, что многие стараются следить за тем, как они пишут/печатают. Но "ашипки" всё равно "вылезают".
Что с этим делать? Запрещать вообще писать на форуме, ставить "двойки", постоянно исправлять за них и с ними.
Конечно, это не решение проблемы!
Пусть лучше пишут, пробуют, оттачивают своё словесное мастерство, творят, утверждаются, освобождаются от комплексов, генерируют идеи!
А мы, учителя, вступая с ними в дискуссию, предлагая виртуальное общение,приглашая их на виртуальный урок и каждый раз изобретая что-нибудь "новенькое и интересное", будем стараться передавать определённые модели речевого поведения в Сети.
Заметила, что очень часто ученики, отвечая на вопрос учителя, "копируют" и речевую конструкцию.
Нужно обязательно пропагандировать грамотность в Интернете, нужно воспитывать речевую культуру, но если у учеников нет желания высказываться, дискутировать, самовыражаться в слове, то и потребность в грамотности сама по себе исчезнет. Нет предмета,и инструмент не нужен...
Может быть, наш следующий Интернет-проект на "Пчеле" будет связан с распространением сетевой грамотности среди учеников?..
Вместе мы обязательно что-нибудь придумаем!
Спасибо за ваши комментарии!
... Иногда очень трудно каждый раз "изобретать велосипед", поскольку аналогов подобных уроков, проектов очень мало...
Да и не всегда, к сожалению, находится время на обобщение и анализ такого опыта.
Коллеги, такое интересное обсуждение! Но в формате комментариев, как мне кажется, не удастся его развернуть по-настоящему. Теперь унас есть место для таких обсуждений, возможно, кто-то откроет тему на форуме "Пчелы", там и продолжим?
Полностью согласна с Анжеликой. Именно учитель может показать модель речевого поведения в Сети, обратить внимание ученика на существующие нормы культуры речи.Бесспорно, очень здорово, что они пробуют, самоутверждаются, что-то "копируют" у нас и друг у друга, в чем-то идут дальше.Интернет-проект "Надежда" - прекрасное тому подтверждение.
Идею связать следующий проект с распространением сетевой грамотности среди учеников поддерживаю.И обсуждение темы на форуме - тоже.
Вместе мы обязательно что-нибудь придумаем!
Спасибо за ваши комментарии!
Отправить комментарий