пятница, 12 декабря 2008 г.

Классики об инновациях в образовании

Думающих людей издавна занимал вопрос о пользе теоретических знаний в деле решения практических задач. Он возникает и тогда, когда мы обращаемся к теориям, создаваемым психологами для совершенствования образовательной практики.

Обратив серьезное внимание на житейскую психологию и житейскую педагогику, исследователи пришли к выводу, который в известном смысле можно назвать революционным. А заключается он в следующем: рассуждая о практике школьного (да и не только школьного) образования, мы должны принимать во внимание те имплицитные представления о характере процесса обучения, которые уже имеются у его участников (педагогов и учащихся). Дело в том, что эти представления оказываются реально вплетенными в существующий учебно-воспитательный процесс. Любые попытки как-то изменить его в соответствии с научной теорией неизбежно наталкиваются на сопротивление существующей практики. Если попытка внедрить инновации оказалась удачной, то это означает, что удалось победить внутреннее сопротивление, заменить прежние интуитивные представления новыми идеями, вытекающими из эксплицитной теории.
Джером Брунер «Культура образования» Фрагмент книги

Найдено здесь

3 комментария:

Julia комментирует...

Благодаря этому сообщению я узнала два новых слова: имплицитный - что значит - подразумеваемый, невыраженный, и эксплицитный - явно, открыто выраженный.
Спасибо!

zosima комментирует...

"Любые попытки как-то изменить его (учебный процесс) в соответствии с научной теорией неизбежно наталкиваются на сопротивление существующей практики" - это, по-моему, цитата дня!

Yuri комментирует...

"... одна фундаментальная педагогическая проблема,... Касается она самой природы взаимодействия людей, способов
установления и поддержания межличностного контакта. Проблема эта является настолько
глобальной и универсальной,..."
думаю, что это не только проблема, поднятая zosimа, а более глубокая и одновременно о-о-очень простая - боязнь НОВОГО, и как следствие НЕЖЕЛАНИЕ контакта, инноваций, и проч. ...
и, соответственно, появляется "лозунг" /"парадигма" - зачем теориям практикам...?!

Безусловная жизненная ситуация, объяснимая! Увы.