понедельник, 3 мая 2010 г.

Постскриптум

В течение трех лет, что существует наш блог, у меня не раз складывалось впечатление, что все месседжи отправляются в космос. Поэтому всем, кто откликнулся на предыдущий пост, большое спасибо.
Однако чувство, что сейчас мы все так же далеки от идеи сообщества, как и три года назад, укрепилось. Видимо, права Людмила: даже мечтать об этом не стоит. А жаль... потому что достаточно посмотреть, как наши коллеги работают за рубежом, чтобы убедиться – нам есть что терять и, потеряв то, что имеем, восстановить мы уже не сможем никогда. Я имею в виду государственный статус школы, которая, естественно, будет пользоваться все меньшей и меньшей популярностью. И это понятно, любой родитель задумается, стоит ли отдавать ребенка в школу, которая нежизнеспособна. Не будем забывать и о процессе ассимиляции. Он, как известно, тоже не способствует укреплению позиций нашего родного языка. Об этом свидетельствует опыт первых русских эмигрантов: долгое время школы, открытые ими, оставались центрами русской культуры и образования за рубежом. Но сменилось не одно поколение, внуки первых эмигрантов из России ассимилировались, и русские школы им оказались не нужны. Не будем сгущать краски. Ведь по сей день русский язык учат во все мире, а русские школы, например, работают в Чехии, Испании, на побережье Франции и Италии, в США , Канаде, на Кипре и Мальте и т.д. Значит, не пропадем и будем работать! Но раньше времени радоваться не стоит: эти школы становятся или коммерческими предприятиями, или организациями, работающими на голом энтузиазме. Первыми владеют очень состоятельные люди. Работать в таких школах смогут лишь те, у кого есть представление, что такое жесткая конкуренция. Не думаю, что такой опыт имеется у многих. Организаторами других школ, как правило, являются мамы, имеющие двух или более детей, для которых школа – это и источник дохода, и способ реализовать в чужой стране свои педагогические возможности. В таких школах, как правило, работает команда единомышленников. Много ли у нас тех, у кого есть серьезный опыт работы в команде энтузиастов? Готовы ли мы из соображений этого самого этузиазма разрабатывать методики, программы, учебные материалы, внеклассные мероприятия?...





Русская школа "Матрешка" в Роттердаме (по этой ссылке можно посмотреть, как работают все русские школы в Нидерландах)




Русская школа "Солнышко" в Ницце



Статья из журнала "Русский мир" Изюминка внутри большого пирога

Комментариев нет: