воскресенье, 28 ноября 2010 г.

"Литературная матрица" и не только...

Уроки литературы должны быть не уроками словесности, но уроками нравственности

Какими должны стать современные уроки литературы? Как клиповое сознание влияет на восприятие «Войны и мира»? Нужно ли знать всю школьную программу? А как с этим обстоит дело, ну, например, в Германии? 



— И как же школа умудряется воспитать такое стойкое отвращение к чтению?
— Мне кажется не вполне правильным, что в школе преподавание словесности мало чем отличается от вузовского. Школьникам преподают в первую очередь историю русской литературы — и такой курс по идее должен дать представление об истории развития духовной мысли и национальной культуры через призму художественной литературы.

Вообще говоря, без знания обо всём этом интеллигентный и образованный человек действительно немыслим. Но боюсь, что сегодня так учить уже нельзя.
Потому что современные дети (ничего худого о них сказать не хочу, но мои слова может подтвердить любой школьный учитель) физически не способны прочесть, например, роман «Война и мир» — уже в силу объёма книги.
У них клиповое сознание. То есть информацию они привыкли получать фрагментами, из которых, как пазл, складывается общая картина.
— И какими же, по-вашему, должны стать уроки литературы сегодня?
— Либо уроками словесности, либо уроками нравственности, простите за пафос. И для таких уроков не слишком важно, будет ли базовым текстом, на котором рассматриваются те или иные эстетические или этические проблемы, многотомный роман Льва Толстого или крошечный рассказ — например, «Без названья» Бориса Пильняка или «Герой рабочего класса» Алексея Цветкова.

Ведь из небольшого по объёму текста можно выудить многие темы, о которых стоило бы поговорить с современным молодым человеком. И многие приёмы художественной выразительности, которые входят в курс школьного образования.
Не исключено, что через некоторое время (впрочем, весьма нескорое) произойдёт переход к подобной методике. Так уже принято во многих зарубежных странах.
— Например?
— Скажем, в Германии литературу преподают примерно таким образом. В течение года ученики могут прочитать три книги. Но по одной из них в школе ставится спектакль, снимается фильм, другую сравнивают с артхаусной экранизацией, о третьей пишут эссе...

Дети в состоянии освоить предложенный минимум миниморум, а учитель, базируясь на нём, строит всё остальное.
— То есть в Германии не стремятся передать новому поколению культурный багаж?
— На протяжении долгих лет обучения в школе ученики обязательно обращаются и к немецкой классике, и к произведениям зарубежного наследия (например, к Шекспиру). Однако установки познать историю мировой или национальной литературы нет. Но ведь и наши школьники не изучают, например, историю русской физики

— Вы хотите сказать, что читать весь список школьной литературы не обязательно?
— Повторюсь, всё зависит от того, какие задачи преследует преподавание литературы в школе. Если развить уже процитированную мною мысль одного из участников форума на «Литпортале»: это как и с Библией — можно быть глубоко нравственным (и даже глубоко верующим) человеком, зная (понимая и принимая) библейские истины в пределах, скажем, Нагорной проповеди. А проштудировать весь текст от «в начале сотворил Бог небо и землю» до «аминь» нужно вовсе не для этого.

Так и с литературой. Для того чтобы успешно сдать экзамен, достаточно вызубрить пособие по подготовке к ЕГЭ. Чтобы получить представление о национальной культуре, достаточно, быть может, прочитать русские народные сказки в объёме сборника Афанасьева. И так далее.
Но при этом просто «прочитать» в любом случае маловато — нужно ведь ещё и осмыслить прочитанное. Поэтому так велика роль учителя — он может применить разные методы, чтобы добиться нужного результата. Для этого не обязательно читать много книг. Для этого. Но нужно для другого…

Комментариев нет: