пятница, 10 декабря 2010 г.

Задания в тестовой форме

С помощью заданий в тестовой форме можно создать современные обучающие системы, опирающиеся на педагогическую философию конструктивизма. Ключевая идея этой философии заключается в том, что знания никому нельзя передать в готовом виде, но можно создать условия для успешного самоконструирования знаний. Правильное применение качественных тестовых заданий может как создать необходимые условия для развития личности, так и обеспечить контроль уровня подготовленности и обучения. По мнению В. Аванесова, тестовые задания «меняют учебный процесс в сторону улучшения специально организованной самостоятельной работы. <... > Такие задания обладают следующими свойствами:
· краткость;
· технологичность;
· определённость цели;
· логическая форма высказывания;
· определенность места для ответов;
· одинаковость правил оценки ответов;
· правильность расположения элементов задания;
· одинаковость инструкции для всех испытуемых;
· адекватность инструкции форме и содержанию задания».

Педагогический тест можно охарактеризовать как результат взаимовлияния содержания заданий с наиболее подходящей формой. Формы заданий в тестовой форме могут быть весьма разнообразными. Все задания можно разбить на две большие группы – в открытой форме и в закрытой форме.
Задания открытой формы применяются там, где нужно исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания. Задания открытой формы являются для учеников более трудными.
Задания в открытой форме подразделяются на задания

а) с дополнением (ученик дополняет содержание своей информацией – одно/два-три слова);
б) в виде свободного изложения (значительно больший объем вводимой информации).

В заданиях свободного изложения требуется изложить полное решение задачи, сочинение или перевод текста. В них почти нет никаких ограничений в выполнении задания.

Образцы заданий в открытой форме:

1. Закончите предложение.

Изменение глагола по лицам и числам называется _______________________.

2. Вставьте на месте пропуска подходящее по смыслу вводное предложение.


Весной, _________________________________, участники экспедиции вернулись на родину.

Правильно сконструированное задание открытой формы полностью исключают догадку – главный недостаток заданий закрытой формы.
В тестировании задания открытой формы используются редко. Чаще всего используются задания в закрытой форме. Они содержат в себе и основу (вопрос, утверждение) и ответы (элементы ответов), из которых ученик должен выбрать/ составить правильный ответ.

Задания в закрытой форме подразделяются на задания
а) с выбором одного правильного ответа (ученик указывает ответ, который ему кажется правильным);
б) с выбором нескольких правильных ответов (ученик должен указать все правильные ответы);
в) на установление соответствия (ученик должен найти соответствие между элементами двух множеств);
г) на установление правильной последовательности (ученик должен выбрать соответствующие элементы ответа и расположить их в нужной последовательности).

Задания с выбором одного правильного ответа часто справедливо критикуются за высокую вероятность угадывания правильного ответа. Этого нельзя сказать о заданиях с выбором нескольких правильных ответов (иногда их называют заданиями с множественным выбором).
Для проверки умений находить связи, ассоциации между явлениями, событиями, процессами, структурными единицами идеально подходят задания на установление соответствия.
Задания на установление правильной последовательности действий позволяют эффективно проверить знания ученика в построении логических последовательностей, технологических цепочек, построение хронологических последовательностей, алгоритмов выполнения каких-либо заданий/действий.


Образцы заданий в закрытой форме:

1. Укажите значком V слово, в котором четыре звука.

шьёшь v
лён
поют
ядро


2. Укажите значком v, в каких словах нет согласного звука [Й].

бульон
самолёт v
вьёт
несёт v

3. Установите соответствие.

Раздел русского языка

*Фонетика

1. Орфоэпия

2. Морфология

3. Лексика

4. Синтаксис


Что изучается в данном разделе

а) произношение слов;
б) значение слов;
в) звуки речи;
г) словосочетание и предложение;
д) части речи.

Ответы: * в ; 1 a; 2 д; 3 б; 4 г.


4. Расположите имена русских писателей по хронологии.

В. М. Шукшин 4

Л.Н.Толстой 2

Е.И.Замятин 3

Н.М. Карамзин 1

Комментариев нет: