До выпускного сочинения остается меньше двух месяцев. В некоторых школах уже написаны пробные сочинения, в некоторых их будут писать на весенних каникулах. Из года в год все повторяется: ученики не довольны результатами, учителя –– результатами и учениками. Из года в год отмечается, что выпускники раскрывают тему сочинения неполно или недостаточно, не умеют формулировать основную идею, не умеют аргументировать свои суждения и, что уже стало почти нормой, подменяют анализ пересказом текста/событий. Не секрет, что выпускники, выбирая тему, сформулированную как вопрос, даже не в состянии на него ответить (зачем же тогда выбирали?).
Десять лет назад думали, что стоит только ученикам предложить свободные темы, как "посыплются" на нас, словно из рога изобилия, самостоятельные творческие работы. Вместо этого –– штампы из всевозможных сборников «золотых», «серебряных» и «алмазных».... сочинений. Некоторые выпускники и вовсе себя не утруждают: находят в Интернете готовые сочинения, делают Copy paste –– и готово! Как знать, может, если бы учитель был менее консервативным и производил впечатление человека, владеющего компьютерной грамотностью, и не отважились бы «смельчаки» на подобные трюки? Но это лишь часть проблемы.
Есть унас и ещё один подводный камень –– домашние заготовки. Возможно ли их изжить? Если нет,то для чего тогда мы так тщательно прорабатываем проблемы, поднимаемые в литературных произведениях, для чего каждый год мучаемся и придумываем темы (нового-то уже ничего нет)? Если нового ничего нет, то совершенно естественно, если не сказать закономерно, что выпускники пишут заготовки –– и вы бы писали, экзамен-то выпускной...
Трудно поверить в возможность услышать от выпускников, что сочинение писать интересно, потому что оно дает шанс подумать, высказаться, выразиться, потому что работа над ним - это настоящее творчество, которое может приносить радость... Фарятьевские фантазии. Но ведь конкурсы, олимпиады и различные проекты показывают, что есть среди учеников те, кому нравится писать. Почему же другим сочинение кажется почти наказанием?
А может быть, тема – это как раз и есть то, что мешает ученику раскрыться, потому что загоняет его в «железные» рамки? Вопросы, вопросы, вопросы...
Есть ли на них ответ?
А может быть, сочинение в таком виде,в каком оно существует сегодня, устарело и надо что-то менять?
4 комментария:
Ирина, в Вашем тексте так много поставлено серьезнейших вопросов, что отмечать его одним "комментом" даже как-то неловко! Предлагаю весь этот текст перенести на форум "Пчелы",где и обсуждать.
По-моему, формат как-раз форумный.
Еще один аргумент за то, чтобы скопировать туда: там обсуждать могут не только учителя, но и ученики. Пока выпускное сочинение остается проблемой только одной группы людей, ее нормального решения не найти.
Людмила, извините, из-за вируса отвечаю с опозданием. Согласна, что тему хорошо обсудить на форуме. Жаль, что за столько лет, кроме разговоров о том, как все плохо, никто не провёл никакого исследования.
Думаю, что так много проблем связано именно с этим экзаменом потому, что его оценивание - самое субъективное. Никогда не знаешь, насколько компетентным, адекватным, лояльным будет тот, кто проверяет твою работу. В свое время моей сестре дали не золотую, а серебряную медаль только потому, что "не утвердили" сочинение. Отметку "5" оставили, а медаль дали другую. Так и получила аттестат со всеми "пятерками" и ...серебряную медаль.
Спасибо, Жанна, за то, что не остаетесь равнодушной к таой серьезной проблеме. Но я не совсем с вами согласна: не считаю, что следует ставить под сомнение компетентность тех,кто осуществляет проверку сочинений.
Дело это невероятно сложное, и ответственность немаленькая, поэтому говорить об адекватности, мне кажется, не совсем корректно,а лояльным проверяющий быть не обязан, его главная задача - быть объективным. Именно это и является самой большой проблемой, потому что оценивание содержания по-прежнему остается субъективным. А каким оно еще может быть?
Отправить комментарий