вторник, 5 февраля 2008 г.

"Плюсы" и "минусы" электронной книги

Если вспомнить, что бумага получила широкое распространение только в XIX веке, то современную бумажную книгу назвать старой было бы неверно. По сей день бумажные книги пользуются значительной популярностью, но... все чаще и чаще приходится слышать, что жить им осталось недолго: за очень короткое время их полностью заменят электронные аналоги. Естествено сторонники есть как у бумажной, так и у электронной книги. Первые,как правило, говорят, что книга приносит огромное эстетическое удовольствие. У неё есть свой запах, она приятно хрустит; переворачивая страницу за страницей, мы вступаем в заочный диалог с автором и неспешно делаем открытие за открытием. Я полностью с ними согласна, но спорить с другими, со сторонниками электронных книг, тоже не буду - высокие технологии берут своё, и отрицать электронную книгу, по-моему, то же самое, что отрицать Интернет. А вот разобраться, какие достоинтва и недостатки есть у электронной книги, думаю, будет полезно. Начну с достоинств (естественно, кто-то может не согласиться со мной - выскажите своё мнение в комментариях):
1. Читать электронные книги можно в любом месте и в любое время. Это особенно важно, если, например, нужная книга отсутствует в вашей домашней библиотеке, а дело срочное, неотложное, и городская библиотека закрыта.
2. Малый объём: на компьютере можно хранить десятки и сотни тысяч книг.
3. Возможность полнотекстового поиска.
4. "Copy-paste" делает электронные книги незаменимыми в учёбе и работе.
5. Возможность послушать текст книги.
6. Возможность установить такой шрифт, точнее размер шрифта, который сделает чтение удобным.
Недостатки:
1. От экрана компьютера (ничего не могу сказать о специальных устройствах для чтения - не приходилось пользоваться) устают глаза.
2. Нет в мире совершенства - иногда мешают работать технические неполадки.
Хочу оговориться, что все "плюсы" и "минусы" я пытаюсь высказать только лишь как читатель. Более подробно о преимуществах и недостатках электронных книг, по сравнению с бумажными, вы можете прочитать в Википедии.
Естественно, каждый читатель сам для себя определит, что ему больше подходит. Я для себя решила, что мне нужны и бумажные, и электронные книги, хотя не скрою: бумажные я люблю больше.
Интересно, что думают по этому поводу современные школьники? Может сложиться и так: у них не будет привычки читать бумажные книги, а жаль. Очень бы хотелось, чтобы, не умаляя достоинств электронной книги, они всё-таки умели ценить такую привычную, добрую бумажную книгу.

10 комментариев:

Julia комментирует...

К перечисленным "плюсам" могу добавить, что благодаря высокой скорости распространения информации в Интернете, порой можно найти особенно редкие, дорогие или "свежие" книги, которые не найдешь в библиотеке.

Весь мир читал последнюю книгу о Гарри Поттере еще до того, как она появилась в магазинах. А еще до появления официального русского перевода от издательства "РОСМЭН" она была переведена командой добровольцев.

Julia комментирует...

А еще вспомнила, как недавно поделилась со своей учительницей своим открытием.

Алине повезло, на День Рождения ей подарили ее собственную книгу (впрочем, что такое 500 экземпляров), а сколько еще таких молодых и талантливых, единственная возможность публиковаться для которых - Интернет.

Да и популярный нынче писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, у которого возможностей публиковаться наверняка хватает, использует свой блог, выкладывая новые рассказы, главы из еще неопубликованных произведений (пример - "Чистовик"), спрашивая совета у читателей, или просто общаясь с ними.

ljudmillar комментирует...

Больше десяти лет назад,( а, может, и пятнадцати?), два популярных писателя Вайль и Генис высказали мысль на страницах "Литературный газеты", что грядет время, в котором не будет "героев и гениев". Они так и написали: "...прошла пора героев и гениев". Не в том смысле, что их не будет, а в том, что в общественном сознании пройдет мода кого-то непременно ставить на пъедестал только по той причине, что тот числится в Союзе писателей или, скажем, художников. И еще в том, что творчество станет привычкой и потребностью любого, самого обычного, человека, его ежедневным занятием, что мы сейчас мы и наблюдаем в интернете: будь то ведение собственного публичного дневника или публикация фотографий или клипов в одной из социальных сетей.
У такого человека-творца, не сосредоточенного только лишь на рутинной работе и имеющего широкий кругозор, разумеется больше возможностей самому выбирать и способ чтения, и способ общения и в виртуале, и в реале...

Это, конечно, цивилизационный скачок, по-другому не назовешь... Поэтому и споров столько...

ljudmillar комментирует...

вдогонку... А еще в связи с этим, много вопросов возникает чисто образовательного свойства: на чем делать акцент в образовании? какую модель выпускника" нужно видеть, представлять, продумывая всю организацию того, что мы называем средой обучения... Свободного творца или послушного, легко управляемого исполнителя? Вопрос не праздный...

Zanna комментирует...

Умные люди говорят, что прошло время читателей. Теперь надо писать: во время учебы, по рабочей необходимости, для самовыражения и профессионального роста. А значит число электронных творений будет расти и находить своего читателя. И это нормально. Я тоже по необходимости пишу. А для удовольствия перечитываю в очередной 135-ый раз какую-нибудь книгу. Бумажную.

ljudmillar комментирует...

Интересное мнение!
Но просто замечу, что писать - тоже может быть удовольствием, а не только необходимостью. Особенно, если знаешь, что тобой написанное прочтут. :)

ljudmillar комментирует...

Вот, несколько в сторону, но тоже, об одном из "разрывов" современной системы образования:
"Сегодня в учебных аудиториях разыгрывается коммуникационная «психодрама» на основе все углубляющегося конфликта между текстологически ориентированным преподавателем и студентом, воспитанным в условиях активного развития форм фрагментарного образного представления знаний, сведений и впечатлений. Два типа менталитета - логико-структурный и иконический - находятся в противостоянии. Многое из того, что необходимо усвоить, остается не осознанным из-за несоответствия параметров визуального, динамического представления учебной информации и непроизвольно выработанным сенсорным балансам восприятия «экранного» человека - современного студента (ученика). Особенности клипового сознания накладывают свой отпечаток на способы формирования его картины мира и особенности мышления. Современный студент является «продуктом» экранной культуры, преподаватель же в большинстве случаев сформирован приоритетами эпохи логической структуризации знания" (Нургалеева Л.В.)

zosima комментирует...

Да у вас тут настоящий форум:)!Хочу добавить, что все изменения, происходящие в сегодняшнем обществе, точнее изменения в информационной культуре, приводят к тому, что изменится и оценка культурного человека.Уже сейчас можно говорить о том, что отношение к чтению изменилось не только у школьников, но и у старшего поколения тоже. И проблемы, о которых пишет Людмила, актуальны, а они "тянут" за собой еще ряд проблем, которые касаются оценивания - вечный камень преткновения!
И еще один важный момент- компьютерная грамотность, без которой в современном мире двигаться невозможно, потому что она является частью современной культуры.

Elen комментирует...

Я думаю, что здесь спорить-то особенно не о чем. У любого человека, особенно у ребёнка, должна быть возможность сделать свой выбор. Как ему удобнее и понятнее читать: бумажный вариант или электронный. Эту возможность должна дать ему и школа, а значит и мы с Вами. Показать надо все возможности, не подменяя одно другим. Цель одна - не потерять, а вырастить читателя. О пользе чтения ведь никто не спорит. Удобно вести читательский дневник электронный? Пожалуйста. Хочешь бумажный? Кто мешает? Только веди. Но должна быть эта, интересная для этого ученика, возможность. Ведь многие не будут этого делать никак. И если интернет, компьютер заинтересует хотя бы небольшое число наших учеников, то Ура! Надо создавать и электронные читательские дневники, и читательскую среду.

ik комментирует...

Дневники в защите не нуждаются. Фопросы формы тоже не настолько глобальны. чтобы о них говорить бесконечно. Читатели зачастую воспринимают произведение и героев как некую реальную структуру. Мнение о наивнореалистическом подходе сложилось еще в 60-е годы прошлого века. А мы до сих пор получаем от учеников аргументы в пользу существования героев в описываемое время. Уходит приятие мировоззрения автора, бесконечные "споры" с героями уводят от целостной многоуровневой структуры текста. Проглотил книгу, посмеялся над главным героем - и хорош, беру следующую. Вот поэтому мне видится, что в единой открытой форме дневника, сайта может идти передача от старших читателей, более опытных, к младшим.