воскресенье, 10 октября 2010 г.

Семинар

   Второй год подряд принимаю участие в онлайн семинаре, проводимом для учителей-филологов в Русском культурном центре совместно с институтом постдипломного образования Герценовского университера. Всегда от мероприятий такого уровня ждешь не просто определенного количества часов для пополнения необходимого запаса, но и  сведений о современных тенденциях в языке, как говорится, из первых уст. 
    Первая часть лекции не была особенно новой для большинства учителей, так как применение ИКТ в современной школе уже не новомодная тенденция, а ежедневная потребность, подтвержденная, к тому же, компетенциями новой государственной программы обучения. Презентациями, интерактивными листами, переходом на э-обучение сегодня учителя занимаются достаточно активно. Хочется отметить некоторые моменты второй половины семинара. 
    По просьбам учителей, разговор перешел к актуальным на сегодняшний день аспектам устной речи и откликами в речи письменной. Говоря о феномене устной речи сегодня, лектор отметила  изменение скороговорения: от 30 слов в минуту до 130, да и на сегодняшний день это количество слов возрастает. Взаимную торопливость говорящих мы наблюдаем в школе, на улице, в любом акте коммуникации. Изменению подвергается и ритмическая, мелодическая сторона речи (интонационный план), акцент на последнем слове в предложении делается только в письменной речи. Когда слышится нечеткая речь, а при скорости 130 слов в минуту она, безусловно, становится нечеткой, то можно говорить об ослабевании артикуляции при произнесении согласных звуков. Также влиянием на устную речь считается дополнение мимикой, жестами, движениями, что приводит к сжатию текстового пространства и затрачиванию меньших усилий на акт коммуникации. Прозвучало понятие комфортности языка, языковой лени. Откуда это исходит? Все процессы, разумеется,  не стали результатами речевой деятельности человека в течение одного – двух лет, к этому привела ускоряющаяся жизнь, быстрый поток и необходимость охвата и переработки информации. 
    Возможно ли современному человеку обратить эти процессы вспять? Едва ли. Мы не сможем сдерживать себя до 30 слов в минуту, не перестанем размахивать руками, отстаивая свое мнение в разговоре, не избавимся от удобства языковой лени. Вопрос в том, куда это ускорение нас приведет?

5 комментариев:

ljudmillar комментирует...

Cпасибо! С термином "языковая лень" столкнулась впервые... Только я бы поставила вопрос не так - куда приведет нас лень, а что может сегодня сделать учитель?

Светлана Георгиевна комментирует...

Очень интересно, спасибо.

zosima комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
zosima комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
zosima комментирует...

Автор поста даже и на ставит вопрос, куда нас лень приведет. Речь идет о глобальных изменениях, которые учитель без специальной логопедической (а может, и психологической) подготовки вряд ли сможет решить.Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения.
Ученые считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Есть даже такой логопедический диагноз - тахилалия. Данное нарушение и приводит к тем последствиям, о которых пишет автор поста. У человека с тахилалией течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Даже темп общих движений нарушается, не говоря уже о неучтойчивости внимания и недостаточном объеме зрительной и слуховой и моторной памяти.
Видимо, прогноз американских исследователей (к сожалению, не могу сейчас найти ссылку) сбудется: в ближайшее время самой популярной станет профессия логопеда.
Что же делать учителю? Как всегда – учиться и руководствоваться новыми знаниями, не забывая о древней мудрости врачей, - не навреди. Ещё постараться не потерять в этом общем психозе самообладания и спокойно делать свое дело, трезво оценивая все стремительно происходящиие в обществе перемены, и помнить, что современный ребенок живет сегодня, именно в таком мире, а не в каком-то другом. Значит и задача наша – научить его в нем жить и делать это надо очень осторожно и взвешенно. И наконец понять, что за развитие речи не может нести ртветственность только учитель, преподающий родной язык, – это общее дело.
Спасибо автору поста, проблема действительно очень серьезная. Главное - в общем забеге не забыть, куда и ради какой цели бежим...