воскресенье, 10 октября 2010 г.

Семинар

   Второй год подряд принимаю участие в онлайн семинаре, проводимом для учителей-филологов в Русском культурном центре совместно с институтом постдипломного образования Герценовского университера. Всегда от мероприятий такого уровня ждешь не просто определенного количества часов для пополнения необходимого запаса, но и  сведений о современных тенденциях в языке, как говорится, из первых уст. 
    Первая часть лекции не была особенно новой для большинства учителей, так как применение ИКТ в современной школе уже не новомодная тенденция, а ежедневная потребность, подтвержденная, к тому же, компетенциями новой государственной программы обучения. Презентациями, интерактивными листами, переходом на э-обучение сегодня учителя занимаются достаточно активно. Хочется отметить некоторые моменты второй половины семинара. 
    По просьбам учителей, разговор перешел к актуальным на сегодняшний день аспектам устной речи и откликами в речи письменной. Говоря о феномене устной речи сегодня, лектор отметила  изменение скороговорения: от 30 слов в минуту до 130, да и на сегодняшний день это количество слов возрастает. Взаимную торопливость говорящих мы наблюдаем в школе, на улице, в любом акте коммуникации. Изменению подвергается и ритмическая, мелодическая сторона речи (интонационный план), акцент на последнем слове в предложении делается только в письменной речи. Когда слышится нечеткая речь, а при скорости 130 слов в минуту она, безусловно, становится нечеткой, то можно говорить об ослабевании артикуляции при произнесении согласных звуков. Также влиянием на устную речь считается дополнение мимикой, жестами, движениями, что приводит к сжатию текстового пространства и затрачиванию меньших усилий на акт коммуникации. Прозвучало понятие комфортности языка, языковой лени. Откуда это исходит? Все процессы, разумеется,  не стали результатами речевой деятельности человека в течение одного – двух лет, к этому привела ускоряющаяся жизнь, быстрый поток и необходимость охвата и переработки информации. 
    Возможно ли современному человеку обратить эти процессы вспять? Едва ли. Мы не сможем сдерживать себя до 30 слов в минуту, не перестанем размахивать руками, отстаивая свое мнение в разговоре, не избавимся от удобства языковой лени. Вопрос в том, куда это ускорение нас приведет?

5 комментариев:

ljudmillar комментирует...

Cпасибо! С термином "языковая лень" столкнулась впервые... Только я бы поставила вопрос не так - куда приведет нас лень, а что может сегодня сделать учитель?

Светлана Георгиевна комментирует...

Очень интересно, спасибо.

Irina Logvina комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Irina Logvina комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Irina Logvina комментирует...

Автор поста даже и на ставит вопрос, куда нас лень приведет. Речь идет о глобальных изменениях, которые учитель без специальной логопедической (а может, и психологической) подготовки вряд ли сможет решить.Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения.
Ученые считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Есть даже такой логопедический диагноз - тахилалия. Данное нарушение и приводит к тем последствиям, о которых пишет автор поста. У человека с тахилалией течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Даже темп общих движений нарушается, не говоря уже о неучтойчивости внимания и недостаточном объеме зрительной и слуховой и моторной памяти.
Видимо, прогноз американских исследователей (к сожалению, не могу сейчас найти ссылку) сбудется: в ближайшее время самой популярной станет профессия логопеда.
Что же делать учителю? Как всегда – учиться и руководствоваться новыми знаниями, не забывая о древней мудрости врачей, - не навреди. Ещё постараться не потерять в этом общем психозе самообладания и спокойно делать свое дело, трезво оценивая все стремительно происходящиие в обществе перемены, и помнить, что современный ребенок живет сегодня, именно в таком мире, а не в каком-то другом. Значит и задача наша – научить его в нем жить и делать это надо очень осторожно и взвешенно. И наконец понять, что за развитие речи не может нести ртветственность только учитель, преподающий родной язык, – это общее дело.
Спасибо автору поста, проблема действительно очень серьезная. Главное - в общем забеге не забыть, куда и ради какой цели бежим...